• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Ловкий Пройдоха (список заголовков)
02:32 

Ловкий Пройдоха
ДА НЕ БУДЕТ

Надежды нет и нет боязни.
Наполнен кубок через край.
Твое прощенье — хуже казни,
Судьба. Казни меня, прощай.

Всему я рад, всему покорен.
В ночи последний замер плач.
Мой путь, как ход подземный, черен
И там, где выход, ждет палач.

Д. С. Мережковский

@темы: Стихотворение, Цитата

02:06 

Ловкий Пройдоха
<...>Но убивают все любимых, -
Пусть знают все о том, -
Один убьет жестоким взглядом,
Другой - обманным сном,
Трусливый - лживым поцелуем,
И тот, кто смел, - мечом!

Один убьет любовь в расцвете,
Другой - на склоне лет,
Один удушит в сладострастьи.
Другой - под звон монет,
Добрейший - нож берет: кто умер,
В том муки больше нет.

Кто слишком скор, кто слишком долог,
Кто купит, кто продаст,
Кто плачет долго, кто - спокойный -
И вздоха не издаст,
Но убивают все любимых, -
Не всем палач воздаст.

Он не умрет позорной смертью,
Он не умрет - другой,
Не ощутит вкруг шеи петлю
И холст над головой,
Сквозь пол он не уронит ноги
Над страшной пустотой.

Молчащими не будет ночью
И днем он окружен,
Что все следят, когда заплачет,
Когда издаст он стон, -
Следят, чтоб у тюрьмы не отнял
Тюремной жертвы он.

Он не увидит на рассвете,
Что вот пришла Беда,
Пришел, дрожа, священник в белом,
Как ужас навсегда,
Шериф и комендант, весь в черном,
Чей образ - лик Суда.

Он не наденет торопливо
Свой каторжный наряд,
Меж тем как грубый доктор смотрит,
Чем новым вспыхнул взгляд, -
Держа часы, где осужденья
Звучат, стучат, стучат.

Он не узнает тяжкой жажды,
Что в горле - как песок,
Пред тем, когда палач в перчатках
Прильнет на краткий срок
И узника скрутит ремнями,
Чтоб жаждать он не мог.

Слова молитв заупокойных
Не примет он, как гнет,
И, между тем как ужас в сердце
Кричит, что он живет,
Он не войдет, касаясь гроба,
Под страшный низкий свод.

Не глянет он на вышний воздух
Сквозь узкий круг стекла,
Молясь землистыми губами,
Чтоб боль скорей прошла,
Не вздрогнет он от губ Кайафы,
Стирая пот с чела. <...>

Оскар Уайльд "Баллада Рэдингской тюрьмы"
Перевод К.Бальмонта

@темы: Цитата

01:27 

Ловкий Пройдоха
***

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

читать дальше

Эдуард Асадов

@темы: Любимые стихи, Стихотворение, Цитата

03:17 

Ловкий Пройдоха
***

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях.
Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь
от тебя, чем от них обоих.
Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне,
как не сказано ниже, по крайней мере,
я взбиваю подушку мычащим "ты",
за горами, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты
как безумное зеркало повторяя.


***

Сначала в бездну свалился стул,
потом - упала кровать,
потом - мой стол. Я его столкнул
сам. Не хочу скрывать.
Потом - учебник "Родная речь",
фото, где вся моя семья.
Потом четыре стены и печь.
Остались пальто и я.
Прощай, дорогая. Сними кольцо,
выпиши вестник мод.
И можешь плюнуть тому в лицо,
кто место мое займет.

Иосиф Бродский

@темы: Стихотворение, Цитата

20:23 

Ловкий Пройдоха
ИСКУССТВО ПОЭЗИИ

За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.

Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой.
Всех лучше песни, где немножко
И точность точно под хмельком.

Так смотрят из-за покрывала,
Так зыблет полдни южный зной.
Так осень небосвод ночной
Вызвезживает как попало.

Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона.
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон.

Нет ничего острот коварней
И смеха ради шутовства:
Слезами плачет синева
От чесноку такой поварни.

Хребет риторике сверни.
О, если б в бунте против правил
Ты рифмам совести прибавил!
Не ты — куда зайдут они?

Кто смерит вред от их подрыва?
Какой глухой или дикарь
Всучил нам побрекушек ларь
И весь их пустозвон фальшивый?

Так музыки же вновь и вновь!
Пускай в твоем стихе с разгону
Блеснут в дали преображенной
Другое небо и любовь.

Пускай он выболтает сдуру
Все, что впотьмах, чудотворя,
Наворожит ему заря...
Все прочее — литература.


Поль Верлен


в переводе Бориса Пастернака

@темы: Стихотворение, Цитата

03:33 

Ловкий Пройдоха
"С годами Павел Алексеевич находил все более смысла в чтении древних историков.
– Это единственное, что примиряет меня с сегодняшними газетами, – постукивал он твердым, в йодистой рамке ногтем по кожаному переплету "Двенадцати цезарей".
Василиса убирала у него в кабинете, он сидел в комнате девочек, ожидая конца ежемесячного мероприятия. Таня удивленно поводила тонкой, с фамильной кисточкой у основания, бровью:
– Не вижу никакой связи, пап.
Как тебе сказать? Юлий Цезарь был гораздо талантливее Сталина как полководец, Август во сто крат умней, Нерон более жесток, а Калигула более изобретателен на всякую мерзость. И все, решительно все, и самое кровавое, и самое возвышенное, становится исключительно достоянием истории.
Таня приподнялась с подушки:
– Но как-то грустно думать, что все так бессмысленно и все жертвы напрасны.
Павел Алексеевич усмехнулся и погладил шагреневый переплет:
– Какие жертвы? Не бывает никаких жертв. Есть только инстинкт самооправдания, оправдания действий, иногда глупых, иногда бессмыссленных, чаще злых и корыстных... Через какую-нибудь тысячу лет, Танечка, а может, через пятьсот, старый гинеколог вроде меня – уж нашу-то профессию никакой прогресс не отменит – будет читать старинную русскую историю двадцатого века, и там будет две страницы про Сталина и два абзаца про Хрущева. И несколько анекдотов...
Таня улыбнулась:
– Не так, пап. Будут знать Ахматову, Цветаеву, Пастернака, а Сталина и Хрущева упомянут только по той причине, что они их преследовали.
– Это будет уже при коммунизме, – мечтательно вставила Тома, заботливо обмывавшая больную монстеру.
Павел Алексеевич был в хорошем расположении духа и позволил себе пошутить:
– Нет, Томочка, это будет уже после...
"Надо будет потом у Тани спросить, что он имеет в виду", – решила Тома. Что будет после коммунизма, про это ей не говорили".

«Собаковод заговорил горячо и быстро. Видно было, что его давно пекла невысказанная мысль:
– Вот понимаете ли, когда говорят "живут как кошка с собакой", то за этим глубокая мысль имеется. Это два совершенно противоположных типа, ввиду их отношения к человеку. Кошка в человеке вообще не нуждается. Она в чем нуждается? В тепле, в пище. Это да. Сам человек ей совершенно не нужен. Кошка, я бы сказал, человека презирает. Она его умнее. Человеку кажется, что он держит кошку, а на самом деле, это она его держит. Кошку нельзя заставить. Она даже просьбы выполнять не любит. Я же дрессуру знаю – она ни в какую не хочет подчиняться. У нее достоинство. Ей надо, чтобы человек ей служил. И знаете, мне, например, даже нравится эта их независимость. Кошка никогда не подлизывается. Вот, к примеру, она трется о вашу ногу, вы думаете, она к вам ласкается... Нет, это она мышцы себе разминает, почесывается о ваши ноги. Она себе, а не хозяйке удовольствие доставляет. Вы, вы кошке служите, а не она вам. С собаками все по-другому. – Он положил руку с двумя изуродованными пальцами на собачью голову. – Веселая подтвердит».

Людмила Улицкая, "Казус Кукоцкого"

@темы: Цитата

16:19 

Ловкий Пройдоха
Антон Павлович Чехов

Что чаще всего встречается
в романах, повестях и т. п.?




Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обеднявший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некрасивые, но симпатичные и привлекательные. Герой — спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу своих кулаков.
Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная... непонятная, одним словом: природа!!!
Белокурые друзья и рыжие враги.
Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть.
Тетка в Тамбове.
Доктор с озабоченным лицом, подающий надежду на кризис; часто имеет палку с набалдашником и лысину. А где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненным на дуэли и неизбежный совет ехать на воды.
Слуга — служивший еще старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный.
Собака, не умеющая только говорить, попка и соловей.
Подмосковная дача и заложенное имение на юге.
Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое.
Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфели и устрицы.
Нечаянное подслушиванье как причина великих открытий.
Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое словцо.
Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства.
Очень часто отсутствие конца.
Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце.
Конец.

@темы: Цитата, Юмор

17:15 

Ловкий Пройдоха
«Агафья Тихоновна. Право, такое затруднение — выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре — как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже, хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю божию: кто выкинется, тот и муж. Напишу их всех на бумажках, сверну в трубочки, да и пусть будет, что будет».

Н.В. Гоголь, "Женитьба"

@темы: Юмор, Цитата, Книги

16:09 

Ловкий Пройдоха
«Я убеждён, что из всех различных способов начинать книгу, которые нынче в употреблении в литературном мире, мой способ наилучший, - я уверен также, что он и самый благочестивый – ведь я начинаю с того, что пишу первую фразу, - а в отношении второй всецело полагаюсь на Господа Бога».

«В любви так же, как и в рогоношении, - страдающая сторона в лучшем случае бывает третьим (обыкновенно же последним) лицом в доме, которое что-нибудь узнаёт о случившемся».

Лоренс Стерн, "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"

@темы: Цитата, Книги, Юмор

02:33 

Ловкий Пройдоха
«-Куда же вы? – сказал доктор Роузберри. – Посидите с нами.
- Куда? Прежде всего отключить ту часть Заводов Итака, за которую я отвечаю, а затем на какой-нибудь остров или в какую-нибудь хижину в северных лесах, в лачугу в Эверглейдс.
- И что там делать? – спросил Бак, поражённый.
- Что делать? – переспросил Гаррисон. – Делать? Вот в этом-то и вся суть, мой мальчик. Все двери закрыты. Делать нечего, кроме как пытаться подыскать себе тихую гавань, без машин и без автоматов.
- А что вы имеете против машин? – сказал Бак.
- Они рабы.
- Ну, так в чём же дело? – сказал Бак. – Я хочу сказать, машины ведь не люди. Они прекрасно могут работать.
- Конечно, могут. Но ведь они к тому же ещё и соревнуются в этом с людьми.
- Да ведь это же здорово, учитывая, что они избавляют людей от многих неприятных работ.
- Каждый, кто вступает в соревнование с рабом, сам раб, - тихо сказал Гаррисон и вышел».

«Товарищем Пола по камере в подвальном помещении управления полиции был маленький и элегантный молодой негр по имени Гаролд. Попал он за решетку за мелкий саботаж: разбил автоматическую установку по обучению правилам уличного движения — громкоговоритель с соответствующим оборудованием, установленный на фонарном столбе прямо напротив окна его спальни.
— «Оглядитесь по сторонам! Переходите улицу только на перекрестках!» — орал Гаролд, подражая голосу громкоговорителя, записанному на магнитофонную ленту. — Целых два года я вынужден был жить рядом с этим паршивым громкоговорителем. Ведь каждый раз даже теперь, когда кто-нибудь шагнет на мостовую, он тут же включает свой электрический глаз и начинает вопить: «Не проходите на стоянке между двумя машинами!» И наплевать ему, кто это идет и зачем. Он просто так сделан, что должен быть внимательным. «Осторожней! Не делайте того! Не делайте этого!» Старая бродячая собака проходит под окнами в три часа ночи, но эта паскудная штука и здесь не пропустит шанса поорать на всю улицу. «Если вы сидите за рулем, — вопит он этой старой собаке, — если вы сидите за рулем, не потребляйте спиртных напитков!» А потом ползет какой-то пьяница на четвереньках, и этот механический идиот сообщает ему, что по установленному в городе порядку каждый мотоцикл должен иметь задние фары.
— И сколько вам дали за это? — спросил Пол.
— Пять дней. Судья говорит, что я уже могу выходить. Единственное, чего они от меня хотят, — это чтобы я сказал, будто жалею о своем поступке. Но я говорить этого не собираюсь, потому что ничуть не жалею».

Курт Воннегут "Механическое пианино"

Если кто-то ещё не знаком с творчеством этого автора, очень рекомендую почитать данную книгу.

@темы: Цитата

02:05 

Ловкий Пройдоха
«Когда в 1919 году Московский лингвистический кружок обсуждал проблему ограничения определения сферы epitheta ornantia, Владимир Маяковский выступил с возражением, заявив, что для него любое прилагательное, употребленное в поэзии, тем самым уже является поэтическим эпитетом - даже «большой» в названии «Большая Медведица» или «большой» и «малый» в таких названиях московских улиц, как Большая Пресня и Малая Пресня. Другими словами, поэтичность - это не просто дополнение речи риторическими украшениями, а общая переоценка речи и всех ее компонентов.
Один миссионер укорял свою паству - африканцев за то, что они ходят голые. «А как же ты сам? – отвечали те, указывая на его лицо. - Разве ты сам кое-где не голый?» - «Да, но это же лицо». - «А у нас повсюду лицо», - ответили туземцы. Так и в поэзии любой речевой элемент превращается в фигуру поэтической речи».

Роман Якобсон "Лингвистика и поэтика"

@темы: Лингвистика, Литературоведение

22:00 

Из цикла "Были у меня собака и кошка"

Ловкий Пройдоха
И напоследок два рассказа о собаках и кошках, один из которых - тот, что давно обещал разместить.

Карел Чапек


СОБАКА И КОШКА


Я очень пристально наблюдал и могу утверждать с почти абсолютной уверенностью, что собака никогда не играет в одиночестве, нет. Собака, предоставленная самой себе, если можно так выразиться, прямо по-звериному серьезна; если у нее нет никакого дела, она смотрит вокруг, размышляет, спит, ловит на себе блох или что-нибудь грызет — скажем, щетку или ваш башмак. Но не играет. Оставшись одна, она не станет ни гоняться за собственным хвостом, ни носиться кругами по лугу, ни держать в пасти ветку, ни толкать носом камень; для всего этого ей необходим партнер, зритель, какой-нибудь соучастник, ради которого она будет лезть из кожи. Ее игра — неистовое проявление радостного чувства товарищества. Как она виляет хвостом только при встрече с родственной душой — человеком или собакой, — совершенно так же она может заняться игрой только в том случае, если кто-то играет с ней или хотя бы смотрит на нее. Есть такие чуткие собаки, для которых игра теряет всякий интерес, как только вы перестанете обращать на нее внимание: видимо, игра доставляет им удовольствие только при условии, что она нравится и вам.читать дальше

1932


С точки зрения кошки


Вот — мой человек. Я его не боюсь. Он очень сильный, потому что очень много ест; он — Всеядный. Что ты жрешь? Дай мне!
Он некрасив, потому что без шерсти. У него мало слюней, и ему приходится умываться водой. Мяучит он грубо и слишком много. Иногда со сна мурлычет.
Открой мне дверь!
Не понимаю, отчего он стал Хозяином: может, сожрал что-нибудь необыкновенное.
Он содержит в чистоте мои комнаты.
читать дальше

1919

@темы: Рассказ, Цитата, Юмор

21:37 

Ловкий Пройдоха
Карел Чапек


Куда деваются книги


Иной человек, как говорится, ни к чему не может себя пристроить. Такие никчемные создания обычно поступают на службу куда-нибудь в библиотеку или редакцию. Тот факт, что они ищут себе заработок именно там, а не в правлении Жнвностенского банка или Областном комитете, говорит о некоем тяготеющем над ними проклятии. Я тоже одно время принадлежал к таким никчемным созданиям и тоже поступил в одну библиотеку. Правда, карьера моя была весьма непродолжительна и малоуспешна: я выдержал там всего две недели. Однако могу все же засвидетельствовать, что обычное представление о жизни библиотекаря не соответствует действительности. По мнению публики, он весь день лазает вверх и вниз по лесенке, как ангелы в сновидении Иакова, доставая с полок таинственные, чуть не колдовские фолианты, переплетенные в свиную кожу и полные знаний о добре и зле. На деле бывает немного иначе: библиотекарю с книгами вообще не приходится возиться, — разве что измерит формат, проставит на каждой номер и как можно красивей перепишет на карточку титул. Например, на одной карточке:
«Заоралек, Феликс Ян. О травяных вшах, а также о способе борьбы с ними, истреблении их и защите наших плодовых деревьев от всех вредителей, особенно в Младоболеславском округе. Стр. 17. Изд. автора, Млада Болеслав, 1872».
На другой:
«Травяная вошь» — см. «О тр. в., а также о способе борьбы с ними» и т. д.
На третьей:
«Плодовые деревья» — см. «О травяных вшах» и т. д.
читать дальше

1926


Дым

Наверное, вам попадались картинки, рассчитанные на то, чтобы заставить зрителя показать свою наблюдательность. На них — масса домов, людей, экипажей и всякого добра, под картинкой вопрос: что тут не так? И вот, оказывается, один человечек дробит щебень не правой, а левой рукой, два трамвая едут по одной колее навстречу друг другу, стрелки часов показывают шесть, а тень говорит о том, что полдень, а тут — хе-хе! — из нескольких труб идет дым, но в разные стороны, и т. д.
читать дальше

1933


О картинах

Как раз в день торжественного открытия недели изобразительных искусств в газетах появилось одно из тех сообщений, с которыми мы встречаемся все чаще и чаще. Некий коллекционер приобрел старинную картину, чья подлинность была установлена опытными экспертами; тем не менее картина оказалась поддельной, и коллекционер потерпел убыток в сумме 27 тысяч чешских крон.
По природе я не злораден. Но, читая сообщения об обманутых собирателях полотен знаменитых старых мастеров, я не в силах отделаться от чувства, которое можно выразить словами: так им и надо! читать дальше

1934

@темы: Рассказ, Цитата, Юмор

20:34 

Ловкий Пройдоха
Карел Чапек

ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО

В тот вечер советник Томса кейфовал и, нацепив радионаушники, с благодушной улыбкой слушал славянские танцы Дворжака. «Вот это музыка!»— удовлетворенно приговаривал он. Вдруг на улице что-то дважды хлопнуло, и из окна на голову советника со звоном посыпались стекла. Томса жил в первом этаже.
Советник поступил так, как поступил бы каждый из нас: он несколько секунд подождал, что будет дальше, потом снял наушники и со строгим видом огляделся: что такое произошло? И только после этого перепугался, увидев, что окно, у которого он сидел, прострелено в двух местах, а дверь напротив расщеплена и в ней засела пуля. Первым побуждением Томсы было с пустыми руками выбежать на улицу и схватить преступника за шиворот. Но когда человек в летах и ему свойственна известная степенность, он обычно пропускает первый импульс и действует уже по второму. Поэтому Томса кинулся к телефону и вызвал полицейский участок.
—Алло, срочно пошлите кого-нибудь ко мне. На меня только что покушались.
—А где это? — осведомился сонный и апатичный голос.
—У меня дома! — вскипел Томса, словно полиция была в чем-то виновата. — Это же безобразие—ни с того ни с сего стрелять в мирного гражданина, который сидит у себя дома. Необходимо строжайшее расследование! Этого ещё не хватало, чтобы…
- Ладно, - прервал его сонный голос. – Пошлём кого-нибудь.
Советник сгорал от нетерпения; ему казалось, что этот кто-то тащится целую вечность. А на самом деле уже через двадцать минут к нему явился рассудительный полицейский инспектор и с интересом осмотрел простреленное окно.
- Кто-то выстрелил в окно, сударь, - деловито объявил он.
- Это я и без вас знаю, - рассердился Томса. – Ведь я сидел тут, у самого окна.
— Калибр семь миллиметров, — заметил инспектор, выколупывая ножом пулю из двери. — Похоже, что из армейского револьвера старого образца. Обратите внимание, этот тип должен был влезть на забор. Стой он на тротуаре, пуля пролетела бы выше. Значит, он целился в вас, сударь.
- Это замечательно! — с горечью отозвался Томса. — А я было подумал, что он просто хотел угодить в дверь.
— Кто же это сделал? — осведомился инспектор, не давая сбить себя с толку.
— Извините, я не могу дать вам его адрес, — иронически ответил советник.— Я этого господина не видел и позабыл пригласить его в дом.
читать дальше

1928

@темы: Рассказ, Цитата

16:31 

Ловкий Пройдоха
Наивность


Наивность! Хватит умиленья!
Она совсем не благодать.
Наивность может быть от лени,
От нежеланья понимать.

От равнодушия к потерям.
К любви… А это тоже лень.
Куда спокойней раз поверить,
Чем жить и мыслить каждый день.

Так бойтесь тех, в ком дух железный,
Кто преградил сомненьям путь.
В чьём сердце страх увидеть бездну
Сильней, чем страх в неё шагнуть.
Таким ничто печальный опыт.
Их лозунг – «вера, как гранит!».
Такой весь мир в крови утопит,
Но только цельность сохранит.
Он духом нищ, но в нём – идея,
Высокий долг вести вперёд.
Ведёт! Не может… Не умеет…
Куда – не знает… Но ведёт.
Он даже сам не различает.
Где в нём корысть, а где – любовь.
Пусть так. Но это не смягчает
Вины за пролитую кровь.

Наум Коржавин

@темы: Стихотворение, Цитата

01:52 

Ловкий Пройдоха
"Если ты намерен писать достойное прочтения, чаще и не раз поворачивай стиль, и не для того работай, чтобы восхищать невежественную толпу, но довольствуйся немногими избранными читателями".
Гораций

Исходное значение слова стиль – острая палочка, употреблявшаяся для письма на вощеных дощечках в Древней Греции и Риме. От этого слова происходят и слово стилет (тонкий кинжал), и слово стило (авторучка). Уже в древности (у Тацита) слово стиль приобрело значение "слог, манера речи". Самая палочка для письма была заострена с одного конца: им писали, царапая по воску. С другой стороны она имела форму лопаточки. Этим концом стирали написанное для поправок. "Чаще поворачивай стиль" значило "зачёркивай, правь написанное".

@темы: Цитата

04:31 

Ловкий Пройдоха
Давно заметил тревожную тенденцию в современном обществе отрицать значение литературы, искусства, философии, гуманитарного знания, вообще духовной сферы, интеллектуального труда. Многие сейчас считают всё это простым развлечением, не стоящим внимания, не приносящим пользы, пустой тратой времени. Люди, которые так считают, есть и среди моих близких. Я долго пытаюсь убедить этих людей в том, что они ошибаются, но это мне плохо удаётся. Я могу назвать сотню причин, почему нам нужно искусство, я не представляю свою жизнь без него, но со мной-то всё как раз понятно и так, я лицо заинтересованное. И я человек эмоциональный, мне всё это до жути обидно. Наверное, это даже не черта настоящего времени. И в советские времена, и в 19 веке, и ранее находились люди, отрицавшие значение литературы, принижавшие её и ставившие хорошие сапоги выше Шекспира.
Вы, наверное, слышали о попытках нашего с вами правительства сделать литературу необязательным предметом, то есть отучить нас думать, развиваться, убить интерес к нашему национальному прошлому, языку, истории. Но дело даже не в этом...
А вы в своём окружении слышали что-то подобное, наблюдали попытки отрицания и осмеяния того, что нам так дорого? Как вы на это реагируете?
И вообще, что такое для вас гуманитарное знание, искусство, философия?
Интересно было бы прочитать мнение сообщников по данному поводу, узнать о ваших ощущениях и при этом не разводить холивары по возможности.

@темы: Размышление

16:19 

Об исторических и культурных различиях

Ловкий Пройдоха
"...эмотивность — категория историческая и поэтому изменчивая, что необходимо учитывать при очередных переизданиях художественных произведений прошлого, которые следует сопровождать не только культурно-страноведческими, но и специальными семасиологическими комментариями к художественному произведению прошлого. По мере того как жизнь отдаляет время написания художественного произведения от современного читателя, комментарий к нему должен расти в объеме.
Семасиологические комментарии требуются и читателям русской литературы. Например: «Величествен и грустен был позор Пустынных вод, лесов, долин и гор» (Е. Баратынский). Современники А. С. Пушкина употребляли слово позор в значениях 'зрелище', 'вид', и потому его эмотивная семантика и сочетаемость были совсем иными, чем в современном русском языке. Одним из значений слова зараза было в XVIII веке значение 'прелесть', 'очарование'. Естественно, что без знания этих фактов прагматический эффект использования данных эмотивов у современного читателя будет воспринят неадекватно замыслу автора".
-------------------
«Многие зарубежные психологи долгое время предполагали, что человеческая природа одинакова везде на земном шаре. Но, как свидетельствуют факты, реально существуют глубочайшие психологические различия между культурами. Концентрирование внимания ученых на общем в человеческой природе привело к игнорированию довольно серьезных различий, прежде всего в сфере человеческой психологии и особенно между Западом и Востоком».
читать дальше

В. И. Шаховский "Лингвистическая теория эмоций"

@темы: Цитата

21:28 

Ловкий Пройдоха
«Соединение всех элементов в одну картину, которая с появлением последнего элемента, заключающего речь, удерживается вся и одновременно в сознании того, кто ее воспринимает, — итог знакомства с произведением искусства слова. Предполагается при этом, что все оттенки значений, их связь, их иерархия, логика их распределения во времени читателю становятся понятны. Это означает для него, в сущности, необходимость постоянного возврата назад, постоянного перечитывания, поскольку соотнесенность любых элементов в произведении временного искусства (другой она просто не может быть) требует беспрерывной оглядки. Вот откуда возникает нужда в самом медленном чтении: смысл сказанного проясняется только постепенно и невозможно представить писателя, который предварил бы свое повествование ремаркой: читать один раз и как можно быстрее».

В.Е. Ветловская "Анализ эпического произведения"

@темы: Цитата, Размышление, Литературоведение

21:04 

Ловкий Пройдоха
«Основная разница между тем, что вы читаете в детективных романах, и тем, что происходит в жизни, заключается в том, что в действительности все бывает гораздо непонятней, чем в книгах. Ни у одного писателя ни разу не хватило пороха описать действительное происшествие, потому что в этом случае ему никто бы не поверил. А вот в детективных романах преступники оставляют целую охапку всяческих улик, которые валяются под ногами, подобно кожуре от бананов, и только и ждут, чтобы какой-нибудь сыщик на них поскользнулся»

Чейни П. "Этот человек опасен.
Дамам на все наплевать"

@темы: Размышление, Цитата, Юмор

Ловец снов

главная